Грузовик
Долго я пытался отобразить лес на чёрно-белой фотографии. Панхрометрическая плёнка, двухкратный жёлто-зелёный свеофильтр, жёсткорисующий объектив «Индустар»-ничего не привело к успеху. По-прежнему, получалась только пестрота чёрно-белых пятен. Так этот сюжет и остался для меня загадкой. С такой же вероятностью успеха я попробую описать словами ощущения от услышенную мною однажды музыки.
Начинался декабрь. В заполярном посёлке, где я был в то время, день был совсем короткий. С утра только часть неба становилась светлее, солнца как такового, не было. Погода была холодная, настроения никакого.
Я должен был ехать на полигон. Завёл заиндевевшую машину, вместо надоевшей за несколько дней музыки типа «тыц-тыц», я поставил купленный на распродаже за бесценок диск Бородина «В степях центральной азии». На картонной обложке было написано: «Караван приближается, пересекает пустыню, в сопровождении русских солдат, затем изчезает за горизонтом. 8’24 ».
К моему разочарованию магнитола замёрзла и не работала, я расстроился ещё больше и поехал без музыки.
Вскоре я выехал на национальную автотрассу и медленно поплёлся в сторону полигона. Других машин не было. В северной Швеции так бывает – едешь около часа и некого не встретишь. Вокруг меня была заледенелая пустыня, разбавленная небольшими северными елями и столбами линии электропередач вдоль дороги. Человеческий мозг устроен так, что постоянно корректирует цвета окружающих предметов. Его цель – это сделать все предметы легко опознаваемыми при любом освещении. Поэтому настояший цвет можно увидеть только сделав безстрастный цифровой фотоснимок. Так вот, на фотографиях окружающий меня пейзаж выглядит совершенно синим, такой холодный сине-голубой цвет. Ни малейшего движения вокруг, никакой жизни.
Когда я проехал около половины дороги, магнитола наконец то прогрелась и самостоятельно включилась. Заиграла музыка, сначала совсем тихо, что её еле было слышно за звуком мотора, затем немного усилилась. Несколько минут шла тема пустыни. Вдруг как-то неожиданно появились духовые. Я поднял взгляд, и со стороны Норвегии у горизонта увидел грузовик. Огромная фура шла мне навстречу, включив дополнительно четыре мощных прожектора на крыше кабины. Наверное от того, что ехал он по обледенелой дороге с приличной скоростью, в нём чуствовалась некоторая наглось. Музыка стала усиливаться. Грузовик приближался. Он не торопился переключаться на ближний свет и не прижимался к правому краю дороги. Мощным потоком воздуха грузовик поднимая целые облака мелкой снежной пыли. Музыка уже поднялась к высшей точке, духовые надрывались, почуствовались оттенки марша. Я прижался к правой обочине, проскачил мимо грузовика и сразу врубился в трёхсотметровый снежный вихрь. Держа руль обеими руками и стараясь вспомнить конфигурацию дороги, я наконец снова стал различать края проезжей части. По мере удаления от места встречи с грузовиком снежная пыль стала улягаться. Музыка тоже стала глуше, почуствовалась тема сожаления. Я снова оказался посредине ледяной пустыни. Тихо и протяжно доигрывала последняя часть симфонической поэмы.