Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Татьяна, 50 - 21 июля 2013 22:44

Все
Бессильная зависть и злоба (феномен ресентимента в познании индивидуальности)

Раздел: Практическая психология


Многим нашим современникам очевидно, что при формальном уравнивании в правах (юридически) членов общества, фактически наблюдается значительное различие в уровне достатка, личной свободе, качестве жизни и т.д. Соответственно формальное равенство даёт некоторые основания сравнивать себя с прочими "равными". При этом в таком сравнении человек находит множество различий, что зачастую становиться поводом для зависти. Такая зависть становиться неосознанной и влияет на жизнь общества и частных её представителей. Термин, который обозначает рассматриваемый феномен - ресентимент. Впервые подробно его рассмотрел в своих трудах представитель философии жизни Ф. Ницше. Также его исследованием активно занимался М. Шелер и отечественный философ А. Н. Малинкин.

Аналогичного точного термина в русском языке нет. Дословно расшифровать, перевести с французского слово ressentiment можно как бессильная зависть и злоба. Этот феномен принципиально отличается от так называемой белой зависти, когда человек видит у другого то, что он хочет и может получить сам, предпринимает конкретные усилия для достижения этого. Ресентимент же характеризуется ненавистью к человеку у которого есть что-либо большее (деньги, статус, власть и т.д.) чем у завидующего, желанию отомстить, или уничтожить его. При этом агрессия не проявляется в открытую, а скорей выражается косвенно, через псевдо лояльность, ироничную лесть, причинение урона по мелочам, клевету за глаза и т.д. Ницше писал: "Я ничего не вижу, но я тем больше слышу. Это вкрадчивый, коварный, едва различимый шепот и шушуканье во всех углах и закоулках. Мне кажется, что здесь лгут; каждый звук липнет от обсахаренной нежности. Слабость следует перелгать в заслугу, это бесспорно - с этим обстоит так, как Вы говорили. А бессилие, которое не воздает, - в "доброту"; трусливую подлость - в "смирение"; подчинение тем, кого ненавидят, - в "послушание" (Ницше, 1990). Проясняя этот термин М. Шелер писал, что немецкое слово "Groll" больше всего подходит для выражения основной части смысла данного слова. "Grollen" - это блуждающая во тьме души затаенная и независимая от активности “Я” злоба, которая образуется в результате воспроизведения в себе интенций ненависти или иных враждебных эмоций и, не заключая в себе никаких конкретных враждебных намерений, питает своей кровью все возможные намерения такого рода. (Шелер, 1999)

Вероятно, что этот способ обращения с реальными различиями между индивидами и массами в обществе приводит к повышению косвенной агрессии и психологического "отравления". Когда при внешней благополучности общества внутреннее содержание "прогнивает" в форме враждебного отношения и негативной направленности друг к другу, желания одних масс людей отомстить другим. Любопытно, что менее вероятно развитие ресентимента в обществе, где изначально обозначена разница между разными массами людей, исторически и юридически закреплена. Где раб, к примеру, не сравнивает себя с господином, в силу того, что у него даже мыслей таких не возникает. Примером сего общества может служить Индия с её историческим разделением на касты.

Средневековый крестьянин, живший до XIII века, не сравнивал себя со своим господином, ремесленник не сравнивал себя с рыцарем и т.д. Крестьянин равнялся в лучшем случае на более богатого или уважаемого крестьянина - и точно так же дело обстояло у всех: сравнение происходило только внутри собственной сословной сферы. У каждого сословия был свой круг жизненных задач, связанный со спецификой его деятельности, и эта идея особой жизненной задачи, присущая группе как таковой, удерживала сравнивающее восприятие в рамках отдельных общностей. Если последние между собой и сравнивались, лишь как групповые единства. Поэтому в такие эпохи все отношения жизни пронизывает идея о данном Богом и природой "месте", на котором каждый человек призван исполнить свой особый долг. (Шелер, 1999)

Современное же общество с его "свободной демократией" предлагает человеку самому выбрать кто он, какого его будущее и прошлое. Всё чаще мы слышим в СМИ, рекламе и интернете лозунги о том, что нет границ, ты можешь всё, ты тот, кем себя назовёшь. Это в корне подрывает любую возможность найти и признать своё место в системе общественных отношений. Такие лозунги питают прежде всего жадность, а она, как известно, в человеке не насыщаема. Таким образом, человек становиться голодной и вечно двигающейся машиной, без малейшего желания остановиться и заметить себя, своё место, своё движение, течение собственной жизни. В таком движении человек одинок, ибо не распознаёт своей принадлежности, он постоянно стремиться выйти из привычного круга людей в поисках "лучших" для себя. Оборотной медалью такой гонки также становиться бессилие, злоба и отчаяние, ибо безусловно ресурсы и возможности человека конечны. В душе он очень обижен, поскольку повсюду слышит, что можно всё, но получается лишь очень ограниченная часть того, что он хотел. Тем более само движение его затруднено, потому что он скорей игнорирует реальность, чем опирается на неё и пользуется её ресурсами.

Вариантов развития ресентиментных чувств достаточно много в жизни каждого человека. В преподавательской практике мы часто встречаемся с ситуацией ресентиментных чувств по отношению к власти учителя. Теоретически студенты и преподаватели по современным стандартам считаются равными участниками процесса (субъект-субъектный подход), между тем фактически большей властью (по
Добавить комментарий Комментарии: 0



Хотите, чтобы Ваше фото было на всех страницах раздела знакомств? Примите участие в нашем конкурсе! Подробности здесь.

Just click it | Подарки | Таблица калорийности | Погода | Персональный гороскоп | Тесты

2011 - наши дни.. © Служба поддержки

Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.